Будь здоров!

Отравление алкоголем.

16.06.2023
  1. Алкоголь и последствия злоупотребления алкоголем

Алкого́ль - это этиловый спирт (этанол, С2Н50Н). В широком смысле термин «алкоголь» применяется к напиткам, содержащим этиловый спирт. Этиловый спирт содержится в алкогольных, слабоалкогольных напитках и пиве.

Злоупотребление алкоголем (алкогольными, слабоалкогольными напитками или пивом) приводит к различным негативным последствиям:

  1. социальным (разрушение социальных связей, проблемы на работе, семейное неблагополучие, совершение правонарушений, и другие негативные последствия);
  2. личностным (деформация личности, равнодушие к самому себе, своему будущему и близким людям, ослабление воли, преобладание единственной ценности по имени «алкоголь» и другие последствия)
  3. медицинским:
  • поражение центральной нервной системы (головного мозга), что приводит к снижению памяти, внимания, нарушению мыслительной деятельности, эмоций и другим нарушениям;
  • поражение органов и систем организма человека, что приводит к развитию заболеваний печени, сердечно-сосудистых заболеваний, рака, и других заболеваний);
  • развитие наркологических заболеваний;
  • отравление, смерть.

Согласно информации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) во всем мире в результате вредного употребления алкоголя ежегодно происходит 3 миллиона смертей, что составляет 5,3% всех случаев смерти. Вредное употребление алкоголя является причинным фактором более чем 200 нарушений здоровья, связанных с болезнями и травмами.

Алкоголь обладает токсическим и психоактивным (наркотическим) действием. Последствия потребления алкоголя зависят от индивидуальных особенностей употребляющего его человека (возраст, пол, наличие заболеваний, другие особенности) и концентрации («градуса»), дозы и длительности воздействия алкоголя на организм.

В связи с токсическим (отравляющим) действием алкоголя он отравляюще действует на весь организм, способен нарушать работу головного мозга, сердечно-сосудистой системы и других органов, систем организма, способствует возникновению различных заболеваний, в том числе заболеваний печени, сердечно-сосудистых заболеваний, рака.

В связи с психоактивным (наркотическим) действием алкоголя он влияет на деятельность центральной нервной системы (головного мозга), приводя к изменению психического состояния, приводит к развитию алкогольной зависимости. Действие алкоголя на головной мозг вызывает изменения поведения человека и отношение человека к такому поведению, что может приводить к негативным социальным последствиям, травматизму, смерти от внешней причины.

Злоупотребление алкоголем приводит к развитию ряда наркологических заболеваний, которые отличаются по степени тяжести и по формам заболеваний:

неосложненная интоксикация (алкогольное опьянение);

употребление алкоголя с вредными последствиями;

состояние отмены алкоголя («похмелье»);

состояние отмены алкоголя с делирием («белая горячка»);

синдром алкогольной зависимости (хронический алкоголизм);

психотические расстройства (проявляются галлюцинациями, искажениями восприятий, бредом и другими проявлениями);

амнестический синдром (нарушения памяти);

расстройства личности и деменция (приобретенное слабоумие) вследствие употребления алкоголя.

При продолжении злоупотребления алкоголем, наркологические заболевания могут изменяться:

 

Человек продолжает злоупотреблять алкоголем

 

- неосложненная интоксикация (алкогольное опьянение);

- употребление алкоголя с вредными последствиями;

- состояние отмены алкоголя («похмелье»);

синдром алкогольной зависимости (хронический алкоголизм);

- состояние отмены алкоголя с делирием («белая горячка»);

- психотические расстройства (проявляются галлюцинациями, искажениями восприятий, бредом и другими проявлениями);

- амнестический синдром (нарушения памяти вследствие употребления алкоголя);

- расстройства личности, деменция (приобретенное слабоумие) вследствие употребления алкоголя.

Одно из самых частых последствий злоупотребления человека алкоголем это развитие у человека алкогольной зависимости (синдрома зависимости от алкоголя, хронического алкоголизма).

Синдром зависимости от алкоголя представляет собой комплекс физиологических, поведенческих и когнитивных явлений, в основе которых употребление алкоголя, занимает главенствующее положение в системе ценностей человека, замещая собой другие формы поведения, являвшиеся ранее более важными. Основной характеристикой зависимого поведения является непреодолимое желание употреблять алкоголь, сопровождающееся ростом толерантности (устойчивости) к алкоголю и выраженными психологическими и физиологическими симптомами.

Пивной алкоголизм. Для некоторых людей пиво является символом общения с друзьями, просмотра футбола и других мероприятий веселого времяпрепровождения. К сожалению, редко кто задумывается, что это тоже спиртной напиток, который приводит к алкоголизму. Пиво разрушает тело и мозг человека не меньше, чем спиртные напитки с высоким содержанием спирта. Пиво также приводит к развитию наркологических заболеваний.

Синдром зависимости от алкоголя является наркологическим заболеванием. При наличии у человека алкогольной зависимости в обязательном порядке должны применяться меры медицинского характера.

Наличие наркологических заболеваний может быть установлено врачом-специалистом (врачом-психиатром-наркологом), к которому человек может обратиться в рамках оказания наркологической помощи, в том числе анонимно.

Выводы.

Алкоголь оказывает вред здоровью пьющего человека.

Связанный с алкоголем вред выходит далеко за пределы здоровья пьющего человека.

Алкоголь причиняет вред благополучию и здоровью тех, кто окружает пьющих людей.

Алкоголь связан со многими серьезными социальными аспектами и проблемами развития, включая насилие, безнадзорность детей и жестокое обращение с ними, а также невыходы на работу, совершение правонарушений.

 

 

  1. Количество употребляемого алкоголя и вероятность развития вреда для здоровья пьющего человека

 

Употребление алкоголя является причинным фактором более чем 200 нарушений здоровья, связанных с болезнями и травмами. Употребление алкоголя является серьезным предотвратимым фактором риска развития таких неинфекционных заболеваний, как цирроз печени, некоторые виды рака и сердечно-сосудистой патологии, а также инфекционных заболеваний, травматизма в результате актов насилия и дорожно-транспортных происшествий.

Количество потребляемого алкоголя напрямую определяет вероятность развития алкогольных проблем для здоровья человека.

Для подсчета количества употребляемого алкоголя применяется такая единица подсчета как стандартная единица (доза) алкоголя или порция алкоголя.

Одна порция алкоголя = 10 мл (8 г) этанола (спирта)!

Одна порция алкоголя содержится:

в 250 мл пива 5% крепости; в 125-150 мл сухого вина (9-11%);

в 70 мл крепленого вина (18%);

в 25-30 мл крепких напитков (40%).

Для расчета количества порций алкоголя в спиртном напитке необходимо умножить объем напитка в литрах на его крепость и на переводной коэффициент 0,79.

Пример. В 0,5 литра пива крепостью 5% содержится 2 порции алкоголя. 0,5 * 5 * 0,79 = 1,975.

В 250 мл водки (0,25 л) крепостью 40% содержится 8 порций алкоголя. 0,25 * 40 * 0,79 = 7,9.

Всемирная организация здравоохранения не рекомендует употреблять алкоголь следующим категориям людей:

  • беременным женщинам;
  • несовершеннолетним;
  • людям, имеющим хронические заболевания;
  • людям, чьи ближайшие родственники больны алкоголизмом;
  • людям, имеющим зависимость от наркотических и ненаркотических веществ;
  • лицам с неустойчивой психикой.

Для остальных людей дозы алкоголя разбиты на три группы – по уровню риска развития отрицательных последствий, который представляет для организма соответствующая доза алкоголя.

Низкий уровень риска.

Этот уровень подразумевает, что алкоголь не оказывает выраженного отрицательного воздействия на здоровье. Если уровень потребления алкоголя вписывается в данные пределы, значит, человек употребляет алкоголь умеренно, без значительного риска для здоровья.

Для мужчин: в деньменее 3-х порций алкоголя (30 мл этанола)  в неделюменее 21 порции (210 мл этанола) с распределением по всей неделе (2 дня из 7 – без алкоголя).

Для женщин: в деньменее 2-х порций (20 мл этанола);

  в неделю менее 14 порций (140 мл этанола) с распределением по всей неделе (2 дня из 7 – без

Опасный уровень риска.

Этот уровень подразумевает, что алкоголь может нанести организму серьезный вред. Если уровень потребления находится в этих пределах, значит, человек в опасной зоне, и стоит подумать над снижением дозы до меньших значений.

Для мужчин: 3-6 порций в день (30-60 мл этанола) или 21-35 порций в неделю (210-350 мл этанола).

Для женщин: 2-5 порций в день (20-50 мл этанола) или 14-28 порций в неделю (140-280 мл этанола).

Вредный уровень риска.

Этот уровень подразумевает, что алкоголь гарантированно приведет к серьезным проблемам со здоровьем, в том числе психическим (ыключая развитие алкоголизма). Если уровень потребления алкоголя ближе всего к данным показателям, человек находится в зоне максимальной угрозы: необходимо срочно снизить количество употребляемого алкоголя!

Для мужчин: более 6 порций в день (60 мл этанола) или более 35 порций (350 мл этанола) в неделю.

Для женщин: более 5 порций в день (50 мл этанола) или более 28 порций в неделю (280 мл этанола).

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), чрезмерным (опасным или рискованным) потреблением алкоголя считают те его уровни или виды, которые при их продолжении приведут к ущербу для здоровья (т.е. то, что в дальнейшем может стать злоупотреблением – потреблением с вредом для здоровья). По определению ВОЗ, такой тип потребления наблюдается при приеме за сутки более 3-4 порций алкоголя для мужчин и более 2-3 порций алкоголя для женщин.

 

  1. Профилактика злоупотребления алкоголем

 

Обстоятельства, которые увеличивают вероятность злоупотребления алкоголем, называются факторами риска злоупотребления алкоголем. Обстоятельства, достоверно снижающие вероятность злоупотребления алкоголем, называются факторами защиты от злоупотребления алкоголем.

Злоупотребление алкоголем является результатом сложного взаимодействия биологических, психологических, социальных и духовных факторов, на которые, в свою очередь, влияет характер потребления человеком алкоголя (концентрация («градус»), доза и длительность воздействия алкоголя на организм).

Наличие факторов риска, отсутствие или недостаток защитных факторов увеличивает вероятность злоупотребления алкоголем.

Профилактика злоупотребления алкоголем – совокупность мероприятий, направленных на предупреждение злоупотребления алкоголем.

Главной целью профилактической работы является минимизация факторов риска злоупотребления алкоголем, формирование и укрепление факторов защиты.

Профилактические вмешательства подразделяют на три вида: первичную, вторичную и третичную профилактику. Содержание каждого вида профилактического вмешательства составляют работы с различными целевыми группами:

  • Первичная профилактика - это работа с условно здоровым населением, формирование навыков трезвости, устойчивости.
  • Вторичная профилактика - работа с группой риска, с лицами, злоупотребляющими алкоголем, у которых не развилась еще алкогольная зависимость; основная работа направлена на отказ или снижение потребления алкоголя.
  • Третичная профилактика - работа с лицами, страдающими алкогольной зависимостью (хроническим алкоголизмом), проводимая в период реабилитации и далее во время ремиссии (не употребления) и в период полного восстановления, направленная на предотвращение срывов.

В зависимости от объекта профилактического воздействия выделяют профилактику общую, групповую, индивидуальную.

Особого внимания требует проведение индивидуальной профилактики.

Все люди обладают уникальными физиологическими и психологическими свойствами и различаются особенностями социальной ситуации. Каждый человек находятся не в вакууме, а проживают в определённой среде (в каком-то районе, в каком-то населенном пункте, среди каких-то соседей). При этом каждый человек испытывает влияние со стороны своего окружения и сам оказывает влияние на свою среду. Окружение человека может значительно различаться по принятому характеру употребления алкоголя и других веществ, вызывающих зависимость. Индивидуальный риск злоупотребления алкоголем колеблется в зависимости от жизненных обстоятельств. Если человек испытывал или в настоящее время испытывает высокие уровни стресса и недостаточно владеет стратегиями защиты от стрессов (навыками решения проблем, коммуникационными навыками, способностью формировать близкие взаимоотношения), то риск злоупотребления алкоголем может быть достаточно высоким. Употребление алкоголя человеком может выполнять функцию облегчения физической или эмоциональной боли, а также применяться для усиления положительных чувств.

Раннее выявление лиц, злоупотребляющих алкоголем, выявление лиц, страдающих алкогольной зависимостью, проведение с ними комплексной профилактической работы является одним из приоритетных направлений деятельности государственных органов, организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность по профилактике пьянства и алкоголизма.

С каждым лицом, злоупотребляющим алкоголем, профилактическая работа должна проводится индивидуально.

Профилактическая работа должна учитывать не только влияние медицинских факторов, но и иных, в том числе социальных.

Профилактическая работа, направленная только на одну группу факторов, неэффективна.

Государственные органы, организации и иные организации, осуществляющих деятельность по профилактике пьянства и алкоголизма, должны совместно проводить работу по выявлению и устранению факторов риска, формирование и укрепление факторов защиты: социальных, психологических, биологических, духовных.

 

  1. Наркологическая помощь

 

Для успешного оказания помощи злоупотребляющему алкоголем человеку необходимо определить имеется ли у него какое-либо наркологическое расстройство, а при его наличии определить целесообразность лечебных мероприятий и цель лечения, выбрать лечебную программу, сформировать мотивацию на лечение, проводить лечение, медицинскую реабилитацию. Указанные мероприятия проводятся в рамках оказания наркологической помощи, порядок которой установлен законодательством о здравоохранении.

Наркологическая помощь - специализированная медицинская помощь, включающая в себя профилактику, диагностику, лечение наркологических расстройств и медицинскую реабилитацию пациентов, имеющих наркологические расстройства.

Таким образом, наркологическая помощь включает в себя несколько компонентов:

  • диагностика;
  • медицинская профилактика;
  • лечение;
  • медицинская реабилитация.

Обязательным условием оказания наркологической помощи является согласие человека, за исключением установленных законодательством случаев.

В соответствии со статьей 30 Закона Республики Беларусь «О здравоохранении» принудительное обследование в целях установления диагноза хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании осуществляется на основании постановления органов внутренних дел, а принудительное лечение - по решению суда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Этапы оказания наркологической помощи (указанные этапы осуществляются не только при употреблении алкоголя, но и других психоактивных веществ (ПАВ).

1-й этап - диагностика (выявление) потребляющих ПАВ пациентов. На этом этапе проводятся постановка диагноза, определение целесообразности лечебных мероприятий, постановка целей лечения, выбор лечебной программы, формирование мотивации на лечение. Проводится как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Данный этап занимает от 1 до 5 дней. Диагноз наркологического расстройства устанавливается врачом-психиатром-наркологом с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем.

2-й этап - прекращение приема ПАВ (детоксикация). Основной целью являются лечение состояния отмены, а также усиление мотивации пациента для дальнейшего лечения синдрома зависимости. Лечение проводят как в амбулаторных, так и в стационарных условиях. Этот этап занимает от 1 недели до 1 месяца в зависимости от типа ПАВ.

3-й этап - лечение синдрома зависимости включает подавление влечения к ПАВ и стабилизацию состояния трезвости путем применения индивидуальной и групповой поддерживающей психотерапии и психологической коррекции, а при необходимости и использование лекарственных средств. Продолжительность этапа - от 1 до 6 месяцев.

4-й этап - медицинская реабилитация, включающая психотерапию, психологическую помощь и социальную работу с пациентом после достижения воздержания от употребления ПАВ. Данный этап направлен на предупреждение рецидивов синдрома зависимости (предупреждение возобновления употребления алкоголя или других ПАВ). Реализуется путем пребывания пациента как в стационарных, так и в амбулаторных реабилитационных отделениях (центрах), длительной поддерживающей психотерапии в амбулаторных условиях. Постреабилитационная фаза предусматривает посещение групп самопомощи «Анонимные алкоголики» или «Анонимные наркоманы» и других, участие в терапевтических сообществах пациентов при организациях здравоохранения. Данный этап по согласованию с пациентом может длиться неопределенно долго.

Наркологическая помощь может оказываться на районном, межрайонном, областном и республиканском уровнях разных уровнях.

Для жителей Минской области наркологическая помощь областного уровня оказывается в учреждении здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» (г. Минск, ул. П. Бровки, 7), республиканского уровня в государственном учреждении «Республиканский научно-практический центр психического здоровья» (Новинки).

Наркологическая помощь может быть оказана анонимно (порядок оказания анонимной медицинской помощи установлен законодательством).

Порядок и условия оказания наркологической помощи, в том числе анонимно, можно узнать в наркологическом кабинете поликлиники по месту жительства.

Контакты учреждений здравоохранения Минской области, оказывающих наркологическую помощь амбулаторно, приложены к настоящим материалам.

 

  1. Особенности лечения синдрома зависимости от алкоголя (хронического алкоголизма)

 

Синдром зависимости от алкоголя (хронический алкоголизм) является хроническим заболеванием. После воздержания от употребления алкоголя или после проведения любого курса лечения (после проведения «кодировки») полного выздоровления не наступает (болезнь «не исчезает»).

Лечение синдрома зависимости от алкоголя (хронического алкоголизма) представляет собой многокомпонентный, многоэтапный процесс.

После проведения любого курса лечения (в том числе «кодировки») должны применяться другие методы лечения, реабилитация.

При отказе от употребления алкоголя, в результате лечения, реабилитации возможно достигнуть длительного (десятки лет) периода воздержания от употребления алкоголя (периода ремиссии).

В наркологической практике минимальный срок воздержания от употребления алкоголя (период ремиссии), который может свидетельствовать о положительных результатах и положительном прогнозе, составляет 1 год.

Одним из важных компонентов лечения пациента является посещение групп самопомощи, например, общества «Анонимные алкоголики». Основу программы этого общества составляют так называемые «Двенадцать шагов». Выполнение программы «Двенадцать шагов» и посещение встреч групп самопомощи общества «Анонимные алкоголики» рекомендуются каждому пациенту с зависимостью после завершения оказания помощи в стационарных или полустационарных условиях, в сочетании с лечением у нарколога или психотерапевта.

Наиболее значимым эффектом при лечении синдрома зависимости от алкоголя обладает медицинская реабилитация, включающая психотерапию, психологическую помощь и социальную работу с пациентом после достижения воздержания от употребления алкоголя.

В учреждении здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» (г. Минск, ул. П. Бровки, 7) имеется реабилитационное наркологическое отделение, где реализуется программа реабилитации «Исток» (далее - реабилитационное наркологическое отделение). Жители Минской области имеют возможность пройти стационарный курс реабилитации бесплатно (по направлению районного врача-психиатра-нарколога).

Реабилитационное наркологическое отделение реализует стационарную комплексную программу реабилитации пациентов с зависимостями (алкогольной, наркотической, игровой), рассчитанную на 29 дней. Комплексный подход основан на одновременном сочетании групповой и индивидуальной психотерапии и 12-шаговой программы движения Анонимных Алкоголиков и Наркоманов.

Работу в реабилитационном наркологическом отделении осуществляют: врач-психиатр-нарколог, врач-психотерапевт, психологи, специалисты по социальной работе, медицинские сестры. Дополнительную консультативную помощь осуществляют врачи-специалисты: терапевт и невролог.

Цели программы реабилитации реабилитационного наркологического отделения:

  • Формирование мотивации к трезвости. Повышение уровня критичности к заболеванию.
  • Психологическое образование. Возможность приобрести знания по вопросам: симптомы зависимости и как справляться с ними, связь между употреблением и отрицательными последствиями для здоровья (физического, психического и духовного), как избежать срыва и т.д.
  • Социализация. Программа помогает научиться пользоваться в процессе выздоровления помощью других людей, перестроить прежние взаимоотношения с окружением (близким и дальним) и т.д.
  • Психотерапевтическая работа, направленная на снижение негативных последствий злоупотребления алкоголем, другими психоактивными веществами и патологической склонности к азартным играм, корректировка эмоционального состояния, обучение конструктивному решению конфликтов, помощь в формировании индивидуальных жизненных ценностей, плана трезвости и т.д.
  • Разработка индивидуальных программ реабилитации на основе принципа сотрудничества с пациентом. По выходу из программы каждый пациент получает рекомендации по дальнейшему лечению с учетом особенностей личности, социализации и тяжести заболевания.

Условия реализации программы реабилитационного наркологического отделения - добровольное согласие пациента на участие в реабилитационной программе с использованием психотерапевтических технологий; принятие личной ответственности за течение процесса выздоровления, как условие его успешного продвижения.

«Чем занимается реабилитант в реабилитационном наркологическом отделении?»

Каждый день проходит насыщенно. С 7 утра до 9 вечера реабилитант занят, он участвует в процессах: зарядка, лекция, психотерапевтические группы (направленные на решение эмоциональных проблем, конфликтов), группы по обучению 12-шаговой программе выздоровления, индивидуальные сессии с психологом, выполнение «домашнего» задания (направленного на проработку проблем зависимости), просмотр программных фильмов и многое другое.

Также в реабилитационную программу приглашаются близкие родственники зависимых. Они участвуют в психотерапевтических группах вместе с пациентами (мультисемейные группы) и отдельно (группы для созависимых).

Применение представленного комплекса психотерапевтических мероприятий в процессе лечения зависимостей показало, что в большинстве случаев отмечается существенное улучшение психологического состояния пациентов, снижается уровень рецидивов, улучшаются отношения с близкими, формируется новый круг общения, зависимый научается справляться с болезнью и управлять своей жизнью.

ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ осуществляется по предварительной записи с проведением предварительной консультации перед госпитализацией.

Рекомендации по госпитализации в реабилитационное наркологическое отделение:

Как добираться? Учреждение здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология» находится по адресу: г.Минск, ул.Петруся Бровки, д.7.

Проезд на метро до станции «Академия наук» (возможен проезд с железнодорожного, центрального автобусного вокзалов г. Минска) или автобусом маршрута № 100 (маршрут проходит по проспекту Независимости) до остановки «Бровки П.». Улица Петруся Бровки отходит от проспекта Независимости на участке между Академией наук (1-ой клинической больницей) и ЦУМом непосредственно около автобусной остановки «Бровки П.» (от станции метро «Академия наук» необходимо двигаться по проспекту Независимости назад по направлению к ЦУМу 1 квартал, пройдя 1-ую клиническую больницу повернуть налево на ул. П. Бровки и двигаться по направлению к ул. Платонова). Необходимое здание находится по левой стороне улицы П. Бровки (при движении от проспекта Независимости). Реабилитационное наркологическое отделение находится на 4-ом этаже.

Госпитализация в отделение осуществляется по предварительной записи по телефонам:

8 (017) 270-84-50 (врач-психиатр-нарколог (заведующий) Бразевич Ирина Станиславовна),

8 (017) 270-72-65 (пост дежурной медицинской сестры).

Госпитализация пациентов проводится с 9.00 до 12.00 ежедневно в будние дни при наличии отрицательных результатов тестов на наркотические, ненаркотические вещества, отрицательным результатом алкотеста и вне признаков абстиненции.

В субботу, воскресенье и праздничные дни госпитализация в отделение не осуществляется.

Отделение реабилитации предлагает комплексную программу лечения алкогольной, наркотической и игровой зависимостей, рассчитанную на 29 лечебных дней.

При поступлении в отделение при себе необходимо иметь:

- паспорт,

- направление.

С собой необходимо взять:

- сменную одежду и обувь

- средства личной гигиены

- кружку, ложку

- тетрадь, ручку

- продукты (запрещены домашние консервы, закатки, семечки, жвачки, изделия с маком, квас). Чай можно только пакетированный, кофе только растворимый.

Пациенту реабилитационного отделения запрещается:

- проносить, передавать, хранить, употреблять спиртные напитки, наркотические вещества, лекарственные и химические препараты;

- хранить и использовать ноутбуки, плееры, художественную литературу, кроссворды, журналы, играть в азартные игры,

-курить вне отведенных для этого мест,

- иметь при себе и использовать средства связи (телефоны хранятся у дежурного персонала)

- покидать территорию отделения без сопровождения персонала,

- допускать грубость по отношению к посетителям, медперсоналу,

- провоцировать сексуальное поведение,

- нарушать правила групповой психотерапии.

 

«ОТРАВЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ»

 

Отравление алкогольными напитками (алкоголем) является одной из причин смерти людей, чаще всего людей в трудоспособном возрасте.

Причины отравления алкоголем:

  1. употребление суррогатов алкоголя, «некачественного» алкоголя;
  2. чрезмерное употребление алкоголя (алкогольных напитков).

Для предотвращения отравления алкоголем не нужно употреблять:

не известные напитки с запахом спирта;

суррогаты алкоголя, «некачественный» алкоголь;

спиртные напитки в чрезмерном количестве.

Среди умерших от отравлений алкоголем большая часть не пили суррогаты алкоголя (различные жидкости, не предназначенные для внутреннего употребления), «некачественный» алкоголь («самогон» и другие), они купили спиртное в обычном магазине – оно было качественным (не «паленым»)!

Их убило не качество, а КОЛИЧЕСТВО выпитого алкоголя!

Причиной их смерти стал «перепой» – прием смертельной дозы алкоголя, которая составляет около 6 мл чистого спирта на 1 кг веса.

Для здорового взрослого мужчины весом в 70 кг это примерно: 1 литр водки, коньяка или 2 литра крепленого вина или винного напитка крепостью 18-20% или 6 литров крепкого пива крепостью 6-7%.

Но если у человека есть заболевания сердечно-сосудистой системы (болезни сердца, сосудов, повышенное артериальное давление, нарушения сердечного ритма, перенесенный инфаркт, инсульт) или другие заболевания, то человек может погибнуть, приняв значительно меньшее количество алкоголя.

Отравление алкоголем наступает, когда человек употребляет большое количество алкоголя в течение короткого времени.

Если при алкогольном отравлении человеку не оказать помощь, он впадает в кому и умирает. Скорую медицинскую помощь при алкогольном отравлении можно получить, позвонив по телефону 103.

При алкогольной зависимости или ее признаках ОБРАЩАЙТЕСЬ (можно анонимно) к врачу-наркологу по месту жительства или в учреждение здравоохранения «Минский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»: г. Минск, ул. П. Бровки, 7; сайт: www.mokc.by; запись на прием по телефонам колл-центра: +375 (17) 311-00-99, +375 (29) 899-04-01, +375 (29) 101-73-73.

свернуть

Профилактика наркомании!

18.08.2022

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть